Методика Монтессори

В последнее время достаточно широкую популярность среди молодых родителей и педагогов приобрела методика раннего обучения и воспитания по методу Марии Мантессори.

Методика была разработана итальянским доктором Марией Монтессори и названа в ее честь. Впервые методика применена на практике  в 1906 году и после этого с каждым годом все активнее используется в детских садах и школах по всему миру.

Методика Монтессори основана на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален, сложен и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.

Основная цель методики Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:

  • Индивидуальная программа обучения;
  • Максимальная свобода ребенка;
  • Минимальное вмешательство в деятельность ребенка

Для реализации методики Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.

Воспитание по Монтессори существенно отличается от других развивающих методик. Педагог-Монтессори или родители, решившие использовать эту методику для воспитания своего малыша, должны, согласно системе, выполнять несколько непривычную для них роль. В обычной системе воспитания подразумевается то, что взрослый какие-то вещи делает за ребенка и порой навязывает занятия, которые ему неинтересны, мотивируя это тем, что это требуется малышу для правильного развития. По мнению же Марии Монтессори, методика должна быть совершенно другой, и главный ее принцип – это воспитание в детях навыков самостоятельности. Взрослым в методике развития детей Монтессори отводится роль наблюдателя и помощника. Они должны научиться распознавать потребности ребенка в конкретный момент времени и сделать все возможное для того, чтобы малыш проявил как можно больше самостоятельности и довел начатое дело до конца при минимальной помощи с их стороны. Конечно, это не значит, что воспитатель-Монтессори откажется помочь ребенку, если у него что-то не получится с первого раза, однако сделает это максимально ненавязчиво и лишь тогда, когда малыш попросит его о помощи.

Суть Монтессори-методики можно рассмотреть на простом примере. Ребенок пытается сам завязать себе шнурки, но у него это плохо получается, и они развязываются вновь, но кроха упорствует, хоть пока и безрезультатно. Обычный педагог или родитель в большинстве случаев просто подойдет к малышу и завяжет ему шнурки, а воспитатель, использующий метод Марии Монтессори, будет стоять в стороне и наблюдать, как малыш пытается сделать это самостоятельно до тех пор, пока он сам не попросит ему помочь. И лишь тогда, когда от малыша прозвучит конкретная просьба, воспитатель окажет ему помощь. Педагоги-Монтессори никогда не будут нагружать ребенка лишней информацией и заставлять его выполнять неинтересные ему действия.

В обычных детских садиках все дети одновременно занимаются одним и тем же делом: лепкой, рисованием или игрой, а воспитатели при этом строго следят за тем, чтобы никто не отвлекался ни на что другое. В детских садах и экспериментальных группах, практикующих систему Монтессори, каждый ребенок волен заниматься тем, что ему интересно здесь и сейчас: кто-то рисует, кто-то лепит из пластилина, кто-то рассматривает картинки в книжке, а кто-то нанизывает кольца на пластмассовую пирамидку.

К чему стремится данная методика ?

Методика развития детей Монтессори помогает ребенку реализовать свой личностный потенциал и дает ему возможность интеллектуально обучаться в особом темпе, продиктованном его собственными потребностями, а также научиться самостоятельно добиваться поставленных целей. Дети, родители которых отдали предпочтение именно этому методу воспитания, утверждают, что их дети выросли свободными, сильными и самодостаточными.