Развивающие карточки

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был образованным и интеллектуально развитым. Приобретение знаний происходит постоянно в процессе изучения и познания окружающего мира. Не все возможно увидеть вокруг в привычной среде и обстановке. Но многое можно восполнить: показать и рассказать дополнительно к имеющемуся запасу знаний.

Многие наверняка слышали про ранее развитие. Развивающих методик многообразие и чаще они названы по фамилии автора: методика Зайцева, методика Гелена Домана, методика Монтессори, методики Никитиных и др. В каждой из них есть свои плюсы и минусы, не все они подойдут конкретно Вашему ребенку, или могу иметь недостаточно полный эффект их восприятия. И конечно же, не все сразу.

Методику Домана использут многие мамы с малышами и более взрослыми детками и  они добиваются хороших результатов.

Немного истории

Глен Доман (1920 г.р.) — американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году его работа была прервана Второй мировой войной. Свою службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. Вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, базирующийся на его методике.

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

Основные тезисы методики Глена Домана

(по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»)

Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1.  Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2.  Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3.  Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4.   Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5.  Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6.  Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8.  Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11.  Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

 

Что из себя представляют карточки Домана или их еще называют «бит интеллекта»?

Эти карточки содержат один бит информации. На них наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография. Карточка должна отвечать следующим требованиям: отчетливость, дискретность, недвусмысленность, а также она должна быть новой. Моментальная фотография бывает довольно расплывчатой и потому не отвечает требованию отчетливости. Под ней мы понимаем такое качество карточки, которое позволяет различить все изображенные детали.
Дискретность означает то, что каждая карточка должна быть посвящена только одному факту. Например, если на ней изображена ворона, то это должна быть только ворона — без пейзажа или каких-либо других животных.
Недвусмысленность — это определенность значения. То есть, факт изображен на карточке так, что может быть интерпретирован единственным образом. Если изображена ворона, то она должна быть воспринята именно как ворона, а не как «большая черная птица».
Кроме того, все карточки должны содержать элемент новизны, то есть на них надо изображать то, что еще неизвестно вашему ребенку.
Ниже приводятся примеры правильных и неправильных карточек. На неправильной карточке ворона изображена недостаточно отчетливо, и, кроме того, она изображена на фоне пейзажа, а на заднем плане видна и другая птица. Карточка не дискретна, поскольку содержит не только изображение вороны, и она двусмысленна, хотя под ней и написано «ворона». Ведь кроме вороны там изображены и другие предметы.
Другая иллюстрация служит примером правильной карточки. Ворона изображена во всех деталях, на пустом белом фоне, и кроме нее, на рисунке нет абсолютно ничего.

Таким образом, визуальная информация, содержащаяся на карточке, может быть названа «битом интеллекта» только в том случае, если удовлетворяет следующим шести требованиям:
1. Отчетливо видны все детали.
2. Изображен только один предмет.
3. У него должно иметься специальное название.
4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.
5. Карточка должна быть большой.
6. Она должна быть чистой.
Если данная карточка не удовлетворяет тому или другому требованию, то ею нельзя пользоваться для обучения: если полностью удовлетворяет, то можно. Убедитесь в том, что вы правильно поняли все требования к карточкам «бит интеллекта» и лишь потом приступайте к выполнению этой программы.
Откуда брать материал для карточек «бит интеллекта»? Компетентные матери изготовляют для своего ребенка тысячи таких карточек. Основным их источником являются книги, журналы, карты, почтовые открытки, путеводители. Чем именно пользоваться — дело вашей изобретательности.

Большое многообразие развивающих методик предоставляет выбор современным родителям. В мире постоянно развивающихся технологий есть возможность сочетания бумажных и электронных версий для обучения. С появлением планшетов любовь и внимание детей к ним оказалось огромным. Невозможно упустить шанс и не опробовать методику Домана в электронном виде.

Карточки подобраны по темам. В каждой теме набор из 30 карточек. Очень важная особенность — все картинки взяты из окружающего мира, чтобы ребенок воспринимал их не как игрушки, а как реалии современности и был готов к быстрой адаптации.